Медный всадник, Сенатская площадь и Адмиралтейство Путеводитель  Путеводитель 

Медный всадник, Сенатская площадь и Адмиралтейство

Самый знаменитый памятник Петербурга, поставленный его царственному основателю, находится на Сенатской площади, рядом с любимым детищем Петра — Адмиралтейством, первыми верфями, созданными на отвоеванных у шведов балтийских землях.

«Великий преобразователь России изображен на коне, на огромной гранитной скале, взгляд и правая рука обращены к Неве… Огромные размеры Адмиралтейской площади, ширь реки, высота зданий и дворцов — все это делает статую как бы не столь колоссальной, каковая она есть в действительности» (Хуан Валера). Петр на скаку останавливает своего разгоряченного коня, поднимая его на дыбы и подчиняя его своей твердой воле. При этом конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ. Этот величественный и властный монументальный образ основателя города создал французский скульптор Фальконе, а заказала его императрица Екатерина Великая.

В 1825 г на Сенатской площади, рядом с Медным всадником, произошло знаменитое восстание декабристов. Сейчас же это излюбленное место молодоженов и туристов — уж больно красивые фотографии получаются на этой просторной и овеянной ветрами истории площади.

Этот знаменитый монумент, один из символов имперского Петербурга, был создан французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 г. Император изображен здесь в виде всадника, на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей твердой воле. Жестом правой руки он утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ.

Ужасен он в окрестной мгле, Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? —

писал о нем Пушкин.

Интересно, что модель головы Петра I создал не сам Фальконе (она ему никак не удавалась), а его ученица Мари Колло, которая, желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Саму модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.

Момент отливки статуи был драматичен: глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. Литейный мастер Емельян Хайлов с риском для жизни заделал трещину и довел отливку до конца.

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и называвшаяся в городе «гром-камень», поскольку когда-то она была рассечена ударом молнии. По преданию, на нее при жизни поднимался Петр I, осматривая окружающую местность.

Чтобы перевезти огромную глыбу в Петербург, ее поставили на желоба, внутри которых находились бронзовые шары. Четыре месяца при помощи рычагов и канатов глыбу тянули к Финскому заливу, одновременно обтесывая ее. Затем «гром-камень» перенесли на баржу и доставили в Петербург. Обратите внимание на его форму — она напоминает морскую волну и тем самым символизирует стремление русского царя вернуть для России выход к морю. На постаменте памятника лаконичная надпись на русском и латинском языках «Петру Первому — Екатерина Вторая». К этому монументу традиционно возлагают цветы молодожены и фотографируются на его фоне.

Памятник Петру с легкой руки Александра Пушкина все называют Медным всадником, поскольку именно так он был назван в его знаменитой поэме. Множество других поэтов, писателей, художников, музыкантов также вдохновлялись этим торжественным монументом. Так, к примеру, Валерий Брюсов писал:

В морозном тумане белеет Исаакий,

На глыбе оснеженной высится Петр.

И люди проходят в дневном полумраке,

Как будто пред ним выступая на смотр.

Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене,

Над темной равниной взмутившихся волн,

И тщетно грозил тебе бедный Евгений,

Охвачен безумием.

Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга. А наш современник Александр Розенбаум поет о нем так:

Так век благодарить я буду Фальконе:

Он всех нас осенил рукой Петровой…

Мой государь на вздыбленном коне!

Спешу к тебе за музыкой и словом.

История Сенатской площади тесно связана с одним из самых драматических моментов истории нашей страны. 14 декабря 1825 г. здесь произошло знаменитое восстание декабристов. Группа офицеров, сторонников политических реформ, вывела на эту площадь войска, отказавшиеся присягнуть новому императору Николаю I. Захватив Сенат, они хотели наложить вето на его воцарение.

В этот момент памятник Петру, с которым связывали все передовое и прогрессивное в России, оказался в центре каре восставших, и декабрист Александр Бестужев символически заточил свою саблю о его гранитный гребень. Однако вскоре площадь была окружена верными царю войсками, по мятежникам был открыт огонь, и восстание было подавлено. Пятерых руководителей мятежа приговорили к смертной казни, многие другие после расследования были осуждены на разные сроки каторги и ссылки. Сто лет спустя, уже при советской власти, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Совсем недавно ей вернули историческое имя.

Раньше перед памятником Петру на Васильевский остров вел наплавной мост через Неву, но он сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего рядом буксира. Это зрелище наблюдал поэт Александр Блок, отметивший его в своей записной книжке. Больше мост не восстанавливали, от него остался только гранитный спуск к реке.

С востока Сенатская площадь ограничена огромным желтым зданием Адмиралтейства первой русской кораблестроительной верфи на Балтике. Адмиралтейство было заложено по повелению и личным карандашным наброскам Петра I, о чем 5 ноября 1704 г. в царском походном журнале была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Для работы на верфи по всей стране нанимали «для корабельного дела охочих плотников». Лес для кораблей привозили с Волги, использовали также и местные деревья.

Первое судно — 18-пушечный бомбардирский корабль спустили на воду уже в 1706 г. Спуск судна всегда был праздником — салютовали орудия, играла музыка, корабельный мастер получал

Царь придавал огромное значение развитию российского флота. Он любил повторять, что тот властитель, «который едино войско имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, две руки имеет».

К концу жизни Петра Адмиралтейство встало в ряд крупных европейских верфей. Английский посланник в Петербурге Джеффрис писал в Лондон: «Корабли строят здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе». При жизни основателя города на Адмиралтейской верфи построили более 40 кораблей, всего же отсюда на воду сошло около 300 судов. Современник Пушкина Николай Тургенев говорил по этому поводу: «Петр создал флот, на котором мы прибыли с земли варварства на землю образованности».

Адмиралтейство одновременно являлось и верфью, и крепостью, державшей под прицелом фарватер Невы. В башне над главным входом в Адмиралтейство располагалась Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления российским флотом, где вместе с адмиралами заседал и сам царь.

Он бывал на верфях ежедневно и проводил там много времени. Заседания коллегии, как правило, продолжались до 11 часов, когда поднимавшийся в пять утра государь, по давней привычке, подкреплял себя анисовкой. Адмиралы с удовольствием следовали его примеру. С тех пор предобеденную выпивку стали называть «адмиральский час» или «адмиральский полдень».

Петровское Адмиралтейство было большим (что естественно, так как там одновременно строилось по нескольку судов), но не слишком выразительным и красивым. Поэтому в начале XIX в. оно было перестроено по проекту русского архитектора Андреяна Захарова. Сохранив прежнюю планировку здания, Захаров придал ему абсолютно новый — легкий и гармоничный — облик. Его золоченый шпиль высотой 72 м был увенчан флюгером-корабликом, ставшим одним из основных символов Санкт- Петербурга. «…И светла Адмиралтейская игла» — так Пушкин писал именно об этом шпиле.

В XIX в. здание Адмиралтейства было передано Училищу корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю находящийся здесь и поныне Военно-морской инженерный институт, поэтому здесь часто можно встретить молодых людей в морской форме — будущих специалистов по атомным подлодкам.

Адмиралтейство является архитектурным центром города, от которого, по замыслу Петра, расходятся три луча: Гороховая улица в центре, Невский и Вознесенский проспекты по сторонам. Образовав так называемый Петербургский трезубец, эти улицы объединяют вокруг себя главные городские площади — Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую.

От Сенатской площади до площади Труда тянется Конногвардейский бульвар (Ц E7-F6), начинающийся сразу за зданием Синода. Там находились казармы лейб-гвардии Конного полка. Кстати, именно в этом полку служил герой романа Лермонтова Печорин.

Бульвар открывает Манеж Конногвардейского полка (Конногвардейский бул., 2, н F6), выстроенный итальянцем Кваренги в стиле строгого классицизма. В зимнее время в Манеже занимались выездкой гвардейцы, расквартированные в казармах на Конногвардейском бульваре.

Перед входом в Манеж стоят мраморные скульптурные группы Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса), сдерживающих вздыбленных коней. Эти сыновья Зевса и Леды олицетворяли в древнегреческой мифологии братскую любовь и преданность и всегда изображались вместе.

Интересно, что в XIX в. после возведения рядом Исаакиевского собора сочли кощунственным присутствие неподалеку этих обнаженных статуй языческих персонажей и сняли их с пьедесталов. На свое историческое место они вернулись уже после Великой Отечественной войны. Сейчас в Манеже располагается Центральный выставочный зал, где бывают интересные выставки

Похожие записи