Первые шаги переселенца в Финляндии
Какие действия необходимо предпринять на первом этапе жизни переселенца
Регистрация
Для дальнейшей жизни в Финляндии переселенцу необходимо зарегистрироваться в реестре учета населения, который содержит персональные данные обо всех проживающих в Финляндии лицах: имя, фамилию, дату и место рождения, адрес, гражданство, семейное положение, родной язык и профессию.
Регистрация является предпосылкой для пользованиями многими общественными услугами. Без нее нельзя открыть счет в банке или получить пособие.
Регистрация происходит в магистрате.
Адрес своего магистрата можно найти на сайте Maistraatti.fi
Для этого необходимы документы:
- Паспорт с видом на жительство
- Свидетельство о браке
- Свидетельство о рождении детей
В магистрате заполняется анкета и заверяется личной подписью.
Через неделю мигрант получает свой персональный номер(henkilötunnus). Запомните его!
Его вид, например, 220782-159E, обозначает:
22.07.1982 – год рождения владельца
159 – персональный код
Е – контрольный знак
Персональный код, заканчивающийся на чётную цифру принадлежит женщине, на нечетную – мужчине.
Служба занятости (Työvoimatoimisto)
Для того чтобы быть обеспеченным социальной защитой, например, получать пособие по безработице или пособие на ребенка, необходима регистрация в Службе занятости населения.
Переселенец регистрируется в Службе и заказывает время для проведения собеседования.
При собеседовании необходимо предоставить паспорт, переведенные на финский свидетельства и дипломы об образовании и трудовую книжку (официальный перевод необязателен), а также выписку из реестра населения, выданную в магистрате. Заказывая время собеседования, можно попросить присутствия на нем переводчика.
На собеседовании будет составлен план адаптации мигранта на 3 года – индивидуальная программа, исходя из образования и пожеланий переселенца и его планов на дальнейшую жизнь в стране.
KELA
KELA – ведомство по народным пенсиям. Занимается не только выплатой пенсий, но и всевозможных пособий, в том числе и по безработице.
В KELA иммигрант заполняет заявление на получение (KELA-kortti), после чего на него распространяется действие финской системы социальной защиты. За дополнительную плату можно получить KELA-kortti с фотографией владельца. Тогда эта карточка может использоваться как удостоверение личности, например, в банке, на почте, в аптеке, при вызове машины скорой помощи и т.д.
Затраты на приемы у частных врачей, в частных лечебных учреждениях, расходы на обследование и лекарства частично компенсируются KELA. Наличие карточки KELA свидетельствует о том, что ее владелец застрахован на случай болезни и имеет право на возмещение затрат при болезни. Например, при предъявлении карточки KELA в аптеке при покупке лекарств это возмещение происходит сразу без обращения в KELA.
Если переселенец был зарегистрирован в Службе занятости, как безработный, то только после получения KELA-kortti Ведомство начинает производить выплаты пособия по безработице.
Налоговое управление
В Налоговом управлении по месту жительства необходимо запросить налоговую карточку.
Открытие счета
В Финляндии выплата зарплат, пособий и оплата счетов происходит в электронном виде. Для открытия счета в банке необходим паспорт или иное удостоверение личности.