ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО Путеводитель  Путеводитель 

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

Хотя Федор Достоевский провел в Петербурге лишь половину жизни, его считают самым петербургским из всех писателей. Отношения Достоевского к тогдашней столице было сложным. Он называл ее «самым умышленным и отвлеченным городом», «городом полусумасшедших», писал: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге…» В то же время именно Петербург — город его молодости, его рождения как писателя, его успехов, трагических переживаний и утрат — был необходим ему для творчества и служил источником его вдохновения.

Петербург Достоевского — это не Невский проспект, не дворцы и роскошные здания, а доходные дома с мрачными дворами-колодцами и множеством питейных заведений. Это зловещий, туманный, полный призраков город-фантом. Это не просто фон, на котором разворачивается сюжет, а равноправный участник описываемых событий, который вмешивается в судьбы персонажей и влияет на их характеры и поступки.

Достоевский приехал в Петербург из Москвы в неполных 16 лет. Отец отправил его в столицу учиться на военного инженера. Учился он в Главном инженерном училище, которое размещалось в Михайловском замке. Обстановка замка, где еще живы были воспоминания об убийстве Павла I, накладывала на жизнь воспитанников училища своеобразный колорит романтической таинственности. После окончания учебы Достоевский был зачислен в Инженерный корпус, однако прослужил по специальности только год и, выйдя в отставку в 1844 г, полностью посвятил себя литературе. В большинстве его произведений Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев.

Таким образом, понятие «Петербург Достоевского» вмещает в себя два плана — реальный (где жил сам автор) и вымышленный, созданный художественно, населенный литературными персонажами. Два этих плана тесно переплетаются, так как писатель помещал своих героев в те места, где жил сам и которые хорошо знал. Самый выразительный в этом смысле район — вокруг Сенной площади. Логичнее всего будет отправиться прямо туда. Садитесь на метро и поезжайте до станции «Сенная площадь» или «Садовая».

Надо сказать, что за те 28 лет, что Достоевский прожил в Санкт-Петербурге, он сменил целых 20 адресов. У него никогда не было своей квартиры, он всегда их снимал, причем так получалось, что он не жил в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на перекрестках двух улиц, в такие же угловые дома он часто селил и героев своих книг. Часто дома, где жил писатель, соседствовали с церквями. Это были типичные петербургские доходные дома, где сдавались все помещения, включая подвалы и чердаки.

Сенную площадь и прилегающие к ней кварталы Достоевский знал особенно хорошо — за шесть лет он поменял здесь пять адресов. Он много ходил по этим местам, встречался с обитателями здешних домов, наблюдал за их жизнью. Конечно, сейчас площадь выглядит совсем не так, как во времена Достоевского. Тогда эта многолюдная грязная площадь считалась самым злачным местом города и славилась низкопробными заведениями, трактирами, кабаками, публичными домами.

Что же мы можем увидеть сейчас? Единственное сохранившееся с тех пор здание — это Гауптвахта (Садовая ул., 37), где в 1874 г. писатель провел два дня под арестом за то, что, будучи редактором журнала «Гражданин», допустил помещение в одной из статей цитаты из речи императора без соответствующего на то разрешения. Под окном Гауптвахты (последним от Спасского переулка) стояла его жена Анна Григорьевна, глядя через стекло на арестованного мужа, читавшего книгу, пока ее не прогнал часовой.

Нет уже церкви Успения Богородицы (Спаса на Сенной, как звали ее жители), перед которой падал на колени раскаявшийся Раскольников, — ее разрушили, когда строили метро. Нет неоднократно упоминавшейся в книгах Достоевского Вяземской лавры — средоточия грязных ночлежек, кабаков и притонов. На ее место перенесли с площади рыночную торговлю.

Несмотря на свою дурную репутацию, для героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова Сенная площадь имела какую-то особую притягательную силу, его постоянно тянуло сюда. Неподалеку находятся и все ключевые адреса романа. Много их, к примеру, в окружающих площадь переулках.

Так, на отходящем от площади Конном переулке (сейчас он называется переулком Гривцова) из случайно услышанного разговора Раскольников «внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна». Это роковое известие самым прямым образом повлияло на все будущие события романа.

Изогнутый под прямым углом за домом Мейнгардта (Садовая ул, 44) Таиров переулок (сейчас переулок Бринько) был известен в те времена дешевыми публичными домами. Раскольников заходил в этот «коротенький переулок, делающий колено и ведущий с площади в Садовую». Там находился «большой дом, весь под распивочными и прочими съестно- выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях». Одной из этих женщин, назвавшейся Дуклидой, Раскольников даже дал три пятака на выпивку. В самом доме Мейнгардта находился трактир «Хрустальный дворец», куда он зашел после этого и где встретил Заметова и фактически признался в убийстве старухи.

Еще один — Кокушкин — переулок ведет к Кокушкину мосту через канал Грибоедова. Во времена Достоевского канал назывался Екатерининским, а жители частенько называли его просто «канавой». Был он настолько грязен, что в 1860-х гг городские власти даже предлагали засыпать его. Этот канал, постоянно петляющий, с множеством разнообразных мостов, с близко подступающими к воде сомкнутыми рядами домов — место действия многих сцен произведений Достоевского. Раскольников думал, бродя по его набережной: «Бросить все в канаву, и концы в воду, и дело с концом».

На канале Достоевский поселил Сонечку Мармеладову. Домом Сонечки называют доходный дом 73 по каналу Грибоедова. Достоевский писал: «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета». Сейчас его не так-то легко узнать — после капитального ремонта он стал четырехэтажным и желтым. Соня жила во дворе, на третьем этаже, в «девятом нумере, на дверях которого было написано мелом: «Ка- пернаумов портной».

Одним фасадом он выходит на канал, а другим на Казначейскую улицу.

Во времена Достоевского эта улица называлась Малой Мещанской. Казначейской она стала уже после смерти писателя, когда на ней разместилось губернское казначейство. На этой улице жили в основном мелкие торговцы, бедные чиновники и ремесленники. Здесь же поселился и Достоевский, после того как после десятилетнего отсутствия вернулся в Петербург из ссылки, куда попал по делу революционеров-петрашевцев. На Казначейской улице есть несколько домов, связанных с его именем.

С 1861 по 1863 г вместе с первой женой и пасынком писатель жил в доме Астафьевой (Казначейская ул.,1/61), выходившем одной стороной на канал. В этом же доме жил с семьей старший брат Достоевского Михаил. В квартире Михаила размещалась и редакция литературно-художественного журнала «Время», который начали тогда издавать братья Достоевские. Именно в этом журнале были опубликованы «Записки из Мертвого дома».

Затем он переехал в дом 9 по Казначейской улице, а с 1864 г. вплоть до отъезда за границу в 1867 г. жил в соседнем доме 7 (доме купца Олонкина или Алонкина, в написании его фамилии имеются разночтения). Эти годы были тяжелыми для Достоевского — в апреле 1864 г. умерла от чахотки его первая жена Мария Дмитриевна, через три месяца скончался и любимый брат Михаил. Потерпели крах издававшиеся ими журналы «Время» и «Эпоха».

Федор Михайлович был вынужден взять на себя все долги по журналам и заботу об осиротевшем пасынке и семье брата. Писатель оказался в очень сложном материальном положении, что привело к тому, что ему пришлось согласиться на кабальные условия написания нового романа. Он должен был предоставить его издателю Стелловскому в предельно короткий срок (всего за месяц), в противном случае права на издание его сочинений переходили к Стелловскому. Достоевский катастрофически не успевал к назначенному сроку, тогда друзья посоветовали ему воспользоваться услугами профессиональной стенографистки. Так, 4 октября 1866 г в дом Олонкина к Федору Михайловичу пришла с только что купленным маленьким портфелем под мышкой лучшая ученица петербургских стенографических курсов Анна Сниткина. Дворник указал ей дорогу к квартире писателя.

«Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками, — вспоминала впоследствии Анна Григорьевна. — Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников. Квартира № 13 находилась во втором этаже. Я позвонила. И мне тотчас отворила дверь пожилая служанка в накинутом на плечи зеленом в клетку платке. Я так недавно читала «Преступление», что невольно подумала, не является ли этот платок прототипом того драдедамового платка, который играл такую большую роль в семье Мармеладовых». С помощью молодой стенографистки работа пошла гораздо быстрее, и к назначенному сроку роман «Игрок» был закончен.

Эта встреча повлияла не только на творческую, но и на личную жизнь Достоевского. Через полгода Федор Михайлович и Анна Григорьевна обвенчались в Свято-Троицком Измайловском соборе. Молодая жена стала поистине незаменимой помощницей писателя. Один из друзей Достоевского писал: «Этот второй брак Достоевского был вполне счастлив, и он приобрел в Анне Григорьевне и любящую жену, и практическую хозяйку дома, и умную ценительницу своего таланта. Если Федор Михайлович, при своей непрактичности, успел выплатить более двадцати пяти тысяч своих и братниных долгов, то это могло сделаться только при распорядительности и энергии его жены, которая умела и вести дело с кредиторами, и поддерживать мужа в тяжелые дни». Очень полезны Достоевскому были и способности жены к стенографии. С ее помощью был дописан до конца тот самый роман «Преступление и наказание», который так нравился Анне и действие которого разворачивалось как раз в этих, так хорошо знакомых автору местах.

На доме Олонкина теперь есть мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1864-1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман «Преступление и наказание».

Постоянно нуждаясь в деньгах, Достоевский работал с утра до вечера. Романы свои он часто отправлял на издание кусками и практически никогда не мог прочесть их целиком. Работу свою он называл каторжным трудом. Единственное, что он себе позволял, — это прогулки по городу. Обдумывая романы, он часами ходил по близлежащим местам.

Друг Достоевского Н. Страхов вспоминал «тогдашний низменный характер этих улиц, грязноватых и густо населенных петербургским людом третьей руки».

Следуя маршрутом писателя, пройдите с Казначейской улицы вперед по перпендикулярному ей Столярному переулку. Этот переулок во времена Достоевского имел в городе печальную известность из-за огромного количества кабаков и распивочных. Газета «Петербургский листок» писала: «В Столярном переулке находится шестнадцать домов. В этих шестнадцати домах помещается восемнадцать питейных заведений, так что желающие насладиться увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют необходимости смотреть на вывески: входи в любой дом — везде найдешь вино».

Дом на углу Столярного и Гражданской улицы (Гражданская ул, 19/5) принято считать домом Раскольникова. На самом деле на этот счет существуют разные мнения. Жена писателя Анна Григорьевна, например, считала, что домом Раскольникова следует называть дом Олон- кина, где жил сам Федор Михайлович. Предлагался в качестве дома Раскольникова и дом Скуригина, расположенный гораздо ближе к Кокушкину мосту. Первый, кто указал на дом 19 по Гражданской улице, был автор книги «Петербург Достоевского», вышедшей в 1923 г, известный питерский краевед Николай Анциферов. С его легкой руки за домом надолго закрепилась эта слава.

Конечно, с первых же строк романа логично возникает это предположение. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».

Под зашифрованными по привычке писателя названиями легко прочитываются Столярный переулок и Кокушкин мост. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», — писал Достоевский. И далее в доме на углу Гражданской и Столярного все идеально совпадает с описанным в романе. Не только само расположение дома, но и тринадцать ступеней вверх до каморки, в которой жил студент, и две ступени вниз в дворницкую, где он взял топор…

Теперь и на самом фасаде дома увековечено это предположение. Прямо на углу находится барельеф, изображающий Достоевского в образе практически полуслепого старца. На сером мраморном пьедестале выбиты слова: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Дом Раскольникова давно стал местом паломничества почитателей романа Достоевского. Узкая крутая лестница с низкими сводами, ведущая со двора к «Родионовой каморке» на пятый этаж, долгое время просто кишела народом. Юные поклонники Достоевского оставляли на двери чердачной каморки свои автографы и обращения к главному герою романа типа: «Родя, помни — народных героев прощают!» Утомленные всем этим местные жители закрылись от посетителей на кодовые замки, так что теперь побывать на знаменитой лестнице совсем не просто. Нынешним туристам предлагается фотографировать с улицы барельеф писателя. Да и сам дом, конечно, уже не тот, что во времена Достоевского, — после капитального ремонта он из пятиэтажного превратился в четырехэтажный, мощенный булыжником двор был заасфальтирован.

По Гражданской улице выйдем на Вознесенский проспект. В этой части города, где канал огибает петлей Подьяческие улицы, поселил Достоевский жертву Раскольникова — старуху-процентщицу. Ее легендарный адрес — канал Грибоедова, 104.

Раскольников хорошо знал дорогу туда. «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался… С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома». Входить к старухе надо было через арку, выходящую на Среднюю Подьяческую. Жила она на четвертом этаже. Мрачноватое здание с двором-колодцем словно несет на себе отпечаток страшного события, описанного в романе.

Перейдем по Вознесенскому проспекту к Садовой улице. Вознесенский проспект тоже связан с именем Достоевского. Здесь в доме Шиля (Вознесенский пр, 8/23) он жил в 1847-1849 гг. Здесь он написал «Неточку Незванову», «Белые ночи», здесь в ночь на 23 апреля 1849 г. он был арестован по делу петрашевцев (молодежного кружка социалистов-утопистов, называвшегося по имени их руководителя Михаила Петрашевского).

Еще раз он жил на Вознесенском проспекте в 1867 г., сразу после женитьбы. Оставив квартиру на Малой Мещанской родственникам, Достоевский с молодой женой переехали на Вознесенский, 27 (дом Толя, или иначе его еще называют дом Ширмера). Анна Григорьевна пишет: «Для нас Федор Михайлович нашел квартиру на Вознесенском проспекте в доме Толя (ныне № 27), прямо против церкви Вознесения. Вход был внутри двора, а окна квартиры выходили на Вознесенский переулок. Квартира была во втором этаже и состояла из пяти больших комнат, гостиной, кабинета, столовой, спальни и комнаты для Павла Александровича». Павлом Александровичем звали пасынка Достоевского, сына его первой жены Марии Дмитриевны, который жил вместе с ними.

Вознесенский проспект пересекает проспект Римского-Корсакова (бывший Екатерингофский), где в 1871 г по возвращении из-за границы в двух меблированных комнатах дома 3 жила семья Достоевских. Анна Григорьевна вспоминала: «Выбрали эту местность с той целью, чтобы наша девочка жаркие июльские и августовские дни могла проводить в Юсуповом саду, который находился поблизости». Там же у них родился еще один ребенок — сын Федор.

Перейдем Фонтанку через Измайловский мост. Скоро перед нами откроется Свято-Троицкий Измайловский собор, где Достоевский венчался с Анной Сниткиной.

От Измайловского проспекта, где мы оказались, отходят пронумерованные от 1-й до 13-й Красноармейские улицы. До революции они назывались ротами по номерам расквартированных рот Измайловского полка. Здесь тоже в свое время квартировал Достоевский. Анна Григорьевна вспоминала о том, как осенью 1872 г, вернувшись из Старой Руссы, они «поселились во 2-й роте Измайловского полка, в доме генерала Мевес» (1-я Красноармейская ул, 11). Она писала: «Квартира наша помещалась во втором этаже особняка, в глубине двора. Она состояла из пяти комнат, небольших, но удобно расположенных, и гостиной в три окна».

До этого Достоевский уже жил в этих местах — после возвращения в Петербург из сибирской ссылки в 1860 г он снимал квартиру в доме купца Палибина (3-я Красноармейская, участок дома 5). Сейчас этого дома не существует, на его месте стоит другой, но на его фасаде есть мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь Достоевский написал «Записки из Мертвого дома» и «Униженные и оскорбленные».

По 1-й Красноармейской улице можно выйти к Московскому проспекту в районе станции метро «Технологический институт». Перейдем Московский и пойдем по Загородному проспекту. Район, где мы сейчас оказались, в народе называется Семенцы (по имени стоявшего здесь Семеновского лейб-гвардии полка). Улицы, пересекающие Загородный в этом месте, получили свои названия в середине XIX в. по городам Московской губернии, откуда Семеновский полк был переведен в Петербург.

Чтобы запомнить эти названия и их порядок, горожане придумали мнемоническое предложение: Разве (Рузовская) Можно (Можайская) Верить (Верейская) Пустым (Подольская) Словам (Серпуховская) Балерины (Бронницкая). На Серпуховской, 15 в доме Архангельской с сентября 1871 г. по сентябрь 1872 г. жила семья Достоевских (дом не сохранился). Анна Григорьевна писала. «После долгих поисков я нашла квартиру на Серпуховской улице, близ Технологического института, в доме Архангельской, и наняла ее на свое имя, чтобы избавить мужа от хозяйственных хлопот. Квартира состояла из четырех комнат: кабинета, где спал и работал Федор Михайлович, гостиной, столовой и большой детской, где спала я».

Пройдя по Загородному проспекту все шесть названных выше улиц, вы окажетесь у Витебского (бывшего Царскосельского) железнодорожного вокзала ( G8). Отсюда в 1837 г пошел в Царское Село первый в России поезд. Макет этого поезда можно видеть на правой платформе вокзала в стеклянном павильоне. Можно доехать отсюда и до Павловска, где разворачивается часть действия романа Достоевского «Идиот».

За Витебским вокзалом находится Пионерская площадь — бывший Семеновский плац ( H8), созданный на территории слободы Семеновского полка. Сейчас в глубине площади находится Театр юных зрителей, а в те годы Семеновский плац использовался для военных учений и публичных казней. 22 декабря 1849 г сюда вместе с другими петрашевцами из Петропавловской крепости был доставлен и Достоевский, приговоренный, как и остальные, к «смертной казни расстрелянием». Осужденных ввели на помост, под барабанную дробь зачитали смертные приговоры, надели на них белые балахоны с капюшонами. Солдаты подняли ружья, и в этот момент прибыл посланник царя с извещением о помиловании. Эта жестокая инсценировка смертной казни потрясла Достоевского. Позднее в романе «Идиот» в рассказе князя Мышкина он передал весь ужас и отчаяние человека в последние минуты перед неминуемой смертью.

Вместо казни Достоевский был приговорен к четырем годам каторги и бессрочной солдатской службе в дисциплинарном батальоне. Каторгу он отбывал в Омском остроге среди уголовников, а солдатскую службу — в Семипалатинске, где к нему с сочувствием отнесся местный прокурор барон Александр Врангель. Благодаря его хлопотам Достоевский получил чин унтер- офицера, а затем и прапорщика, что избавляло его от жизни в казарме. Там же он в первый раз женился (на вдове Марии Дмитриевне Исаевой). Только в 1859 г Достоевскому удалось выйти в отставку и вернуться в Петербург То, что писателю пришлось пережить на каторге, легло в основу его романа «Записки из Мертвого дома». Полицейский надзор же был снят с Достоевского только в 1875 г, то есть целых 26 лет он находился под контролем Министерства внутренних дел, вся его переписка просматривалась, а передвижения фиксировались.

Мы идем дальше по Загородному проспекту, проходим знаменитые петербургские Пять углов (пересечение улиц Разъезжей, Рубинштейна, Ломоносова и Загородного проспекта) и выходим к Владимирской площади, которая получила свое название по церкви Владимирской Божьей Матери, прихожанином которой был и Достоевский.

От Владимирской площади отходит одноименный проспект, соединяющий Литейный и Загородный проспекты. На Владимирском проспекте Достоевскому тоже довелось пожить. Здесь он квартировал в 1842-1845 гг, еще совсем молодым, до знакомства с Петрашевским и последующей ссылки. В это время он только что окончил Инженерное училище и поступил на службу. Дом, где жил Достоевский, принадлежал почт- директору Пряничникову. Он сохранился до сих пор и находится на углу Владимирского проспекта и Графского переулка (Владимирский пр., 11). На нем есть мемориальная доска. В этом доме было написано первое прославившее Достоевского произведение — «Бедные люди».

Квартира Достоевского находилась на втором этаже и была довольно большая и недешевая. Одно время вместе с Федором Михайловичем в ней жил и его младший брат Андрей, затем — друг и товарищ по училищу Дмитрий Григорович. О том, как они жили в доме на Владимирском, Григорович вспоминал: «Прислуги у нас не было, самовар мы ставили сами. За булками и другими припасами тоже отправлялись сами. Деньги, по пятьдесят рублей на каждого, расходились в две недели, остальные две недели приходилось довольствоваться булками и ячменным кофе, который мы тут же покупали в доме Фредерикса». Дом Фредерикса, где была булочная, сохранился, это дом 13 по Владимирскому проспекту.

Мы уже упоминали, что Достоевский часто селился рядом с храмами. Так, из окон дома Пряничникова на заре своей юности он видел церковь Владимирской Божьей Матери. Купола этой же церкви виднелись и из окон последней квартиры Достоевского. Она находится совсем рядом — на Кузнечном переулке, отходящем от Владимирского проспекта (Кузнечный пер., 5). Здесь писатель прожил последние годы своей жизни (с 1878 по 1881 г).

«Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок, и кабинет мужа находился там, где прибита в настоящее время мраморная доска», — писала Анна Григорьевна.

Похожие записи