В Европу на машине

В Европу на машине Отдых
Стандартный

Не запасайтесь бензином чрезмерно

Цены на бензин в Евросоюзе выше, но это не повод загружать весь багажник канистрами. Лучше залить полный бак и захватить не больше одной канистры — иначе вызовете подозрение у пограничников и потеряете время на тщательный досмотр. К тому же во многих странах перевозить бензин в канистре можно лишь в строго ограниченном объёме — чаще всего не более 10 литров.

Ищите автоматические заправки

На заправках без людей бензин, как правило, дешевле. Разница составляет порядка 0,15 евро на каждом литре.

Дешевле — в стороне от магистрали.

Заправляться, а заодно и перекусывать лучше в небольших городках в стороне от магистральных дорог, где заведения рассчитаны не на туристов, а на местных жителей.

В платный туалет — бесплатно

В Венгрии туалеты на заправках платные. Но потом в кафе на заправке при оплате какой-нибудь булочки или салата туалетный талончик можно «сдать» по себестоимости в счёт оплаты обеда. Если же вы едете по немецкому автобану и сходили в платный туалет на одной из заправок, не выбрасывайте чек: по нему можно бесплатно посещать остальные туалеты этого же автобана.

Заранее спланируйте маршрут

В Google Maps есть функция расчёта маршрута с учётом соблюдения скоростного режима дорог. Просчитайте несколько вариантов, сравните затраты денег и времени и выберите оптимальный. Из собственного опыта знаю: непродуманное путешествие обходится дороже.

Ищите незагруженные погранпереходы.

Если планируете въезжать в Польшу, лучше выбрать Устилуг. А в Венгрию езжайте не через Чоп, а через Берегово (погранпункт «Лужанка»). Но у этого способа есть и минус: небольшие переходы могут оказаться далеко от автомагистралей, и вам придётся тащиться по второстепенным дорогам.

Пересекайте границу ночью. С полуночи до 5 утра трафик на погранпереходах существенно ниже.

С детьми — вне очереди. Если в вашей машине находится ребёнок до 3 лет, подходите к пограничникам и просите о досмотре без очереди. По закону такое право вам положено.

Платные дороги

Ознакомьтесь с системой оплаты

Существует два основных способа оплаты дорог: виньетки, которые покупаются на заправках и клеятся на лобовое стекло, и «толлы», то есть оплата непосредственно при выезде с автобана. Чтобы не запутаться, внимательно изучите, какая именно система действует на трассах вашего маршрута. Например, некоторые французские дороги можно оплатить только монетами; в Бельгии есть тоннель Antwerp’s Liefkenshoek Tunnel, где оплата кредитной картой обойдётся дешевле, чем наличными; ну а в Германии платных дорог нет вовсе.

В горах — только магистрали

Каждая скоростная платная трасса обязательно дублируется региональными дорогами. Если вам не лень снижать скорость в каждом городке и тащиться за грузовичками местных фермеров, выбирайте бесплатную альтернативу. Но помните: этот способ экономии подходит только для равнинной местности. Выбрав второстепенный путь в Альпах, вместо многокилометровых прямых туннелей вы получите хитросплетения горных серпантинов, которые растянут двухчасовую поездку на полдня.

Не пытайтесь жульничать

При кажущейся простоте избежать оплаты автобана очень сложно. «Козьи тропы» с большой вероятностью закончатся отбойником или колючей проволокой, а за автомобилями ведётся видеонаблюдение. На любом автофоруме вам расскажут истории о русских искателях шары, и вряд ли у этих историй будет счастливый конец.

Не спешите в «свободную кассу»

В пункте оплаты дороги, как правило, есть несколько окошек и несколько очередей в них. Если вы видите абсолютно пустую ячейку, не обольщайтесь: скорее всего, через неё проезжают счастливые обладатели специальных чипов. Такие чипы устанавливаются на лобовое стекло и считываются автоматически при проезде пункта оплаты. Иностранцы не всегда могут приобрести такие чипы, так как они чаще всего привязаны к национальным банковским счетам. А знак «оплата чипом» на кассе может быть малозаметным или неочевидным.

Выбирайте «дешёвые» регионы

Не в каждой части Европы путешествие по автомагистралям будет выгодным. Так, поездка с ветерком от итальянской границы до Рима обойдётся в 64 евро с машины. А вояж по югу Франции и вовсе заставит вас задаться вопросом «Почему я не выбрал самолёт?».

Парковки

Оставьте машину на окраине

В некоторых туристических городах действует система Park&Ride. При въезде в город находится бесплатная парковка, а в центр можно доехать общественным транспортом. Например, в британских Оксфорде и Кембридже проездной билет на целый день стоит около 6 фунтов и позволяет ездить на любых автобусах — это гораздо дешевле городских парковок. Второй вариант — оставить машину на стоянке крупного шопинг-молла или супермаркета на городской окраине. Часто на выезде с таких парковок могут попросить предъявить чек из супермаркета, но пара йогуртов или бутылка колы опять-таки не сравнятся по цене с платными стоянками.

Выберите гостиницу с парковкой

Если у гостиницы есть собственная парковка, это может быть поводом выбрать именно её, а не соседний отель, даже если номера в нём на несколько евро дешевле. В отеле без своей стоянки вам могут предложить другой вариант: право парковки вашей машины на стоянке для резидентов этого района.

Разберитесь со знаками

Знаки в стиле «парковка разрешена до 15 числа каждого месяца на чётной стороне улицы, а после 15-го — на нечётной» повергают соотечественников в недоумение. Кроме знаков, в некоторых странах есть и специфические правила парковки — например, в Болгарии на односторонних улицах парковаться можно только по левой стороне.

Выставляйте правильное время

В некоторых странах под лобовым стеклом машины нужно оставлять парковочный талончик, время начала стоянки на котором водитель выставляет самостоятельно. Не пытайтесь «опередить» время: проверяющий может нагрянуть через пять минут после вашего ухода, и попытка сэкономить обернётся оплатой парковки за весь день.

Правила и штрафы

Никаких взяток!

Об этом уже говорили и писали не раз, но лишнее упоминание не помешает: попытка «решить вопрос» превратит вас из мелкого нарушителя в уголовника. Вы попросту не сможете предложить испанскому полицейскому такую сумму, которая заставит его рискнуть пожизненной работой с хорошими социальными гарантиями. Скорее, наоборот, он заработает премию, «сдав» преступника. Зато, если ваше нарушение несерьёзное, всегда можно покаяться. Вполне возможно, вас пожалеют— по крайней мере, со мной такие случаи были.

Изучите нестандартные правила

Полный набор запасных лампочек для всех световых приборов, наличие двух цепей противоскольжения, два «треугольника» аварийной остановки в багажнике, собственная «трубочка» для теста на алкоголь — вот лишь несколько примеров нестандартных правил дорожного движения, которыми могут «порадовать» украинских водителей европейские государства. Поэтому перед поездкой внимательно ознакомьтесь со всеми особенностями дорожного законодательства всех проезжаемых вами стран. Сделать это можно в «транспортном» разделе сайта Еврокомиссии ec.europa.eu/transport. Алгоритм поиска: Transport themes — Security&Safety — Road Safety — Going Abroad.

Включите фары

Если вы не уверены, нужно ли в данной конкретной стране включать фары днём, на всякий случай включайте ближний свет всегда — обычно власти европейских стран как минимум рекомендуют это. А вот дальний свет и неоправданные звуковые сигналы в населённых пунктах приводят к штрафам.

Не ставьте шипованную резину

В Европе «шиповка» в большинстве случаев или запрещена вообще, или может использоваться исключительно в случае снега и гололёда.

Аккуратнее со школами и детсадами

В некоторых странах при проезде мимо детских учреждений нужно ехать медленнее, чем по остальному городу. Чаще всего речь идёт об ограничении в 30 км/ч. В Хорватии одной моей знакомой такое невнимание к детям обошлось в 350 евро — а ехала она всего 51 км/ч. И забудьте о «запасе» в 20 км/ч — в Европе вам не позволят «выжать» 80 км/ч там, где действует ограничение в 60 км/ч. Исключения есть — например, у поляков +10 за пределами населённых пунктов вам простят. Но лучше всё же не злоупотреблять.

Обращайте внимание на велосипедистов

Жителям страны, где велосипедистов именуют «хрустиками», сложно научиться уважительному отношению к ним. А привыкнуть стоит: в Дании, например, велосипедисты находятся под личным покровительством Её Величества королевы и на дороге имеют преимущество.

Не отказывайтесь от теста на алкоголь

Даже если «трубочка» покажет, что вы не вполне трезвый, вы отделаетесь штрафом — «уголовка» наступает лишь в том случае, если водитель пьян совсем уж «до чертей». Отказ же пройти тестирование в любом случае может трактоваться как уголовное преступление.

Не думайте, что вас никто не видит

В европейских странах дорожная полиция нечасто сидит «в кустах». Самое обыкновенное авто, двигающееся в соседнем с вами ряду, внезапно может оказаться полицейским: на заднем стекле загорится надпись Stop. Если же ваше поведение на дороге покажется совсем уж неадекватным, вами заинтересуется не дорожная полиция, а наркоконтроль — эти ребята тоже ездят на «анонимных» машинах. И не забывайте о камерах наблюдения.

Платите штрафы

Если вас всё же поймали на горячем — не затягивайте с оплатой штрафа. Проще всего оплатить его карточкой на месте, если это предусмотрено законами страны. Например, в Венгрии оплата постфактум повышает сумму штрафа вдвое по сравнению с оплатой на месте. Бывает, что «письма счастья» приходят по почте: такой рассылкой занимаются, например, итальянцы, послание от которых может прийти к вам и через год после поездки. Ловить вас по всей Украине они, конечно, не станут, но при следующей попытке получения шенгенской визы обязательно напомнят о былых грехах. Кстати, может статься, что именно при подаче документов на визу вы и узнаете о своём штрафе: «письмо счастья» иногда присылают только на адрес посольства.

Обзаведитесь светоотражающим жилетом

Практически все страны Европы уже вписали в свои правила наличие светоотражающих жилетов для водителя и пассажиров, а в некоторых из них облачаться в спецодежду нужно, даже выходя из машины ярким солнечным днём. Возить жилет нужно только в салоне машины.